Эксплуатант АОН

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Министерство транспорта Российской Федерации

К вопросу об определении «эксплуатант АОН» и регистрации эксплуатантов АОН в связи с предлагаемыми поправками к проекту федерального закона № 168070-4 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»​

Пункт 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации дает определение «эксплуатанта»:

«3. Эксплуатант – гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта».

Можно говорить, что определение не очень удачное, потому что напрямую не обязывает гражданина или юридическое лицо получить сертификат (свидетельство). Но в контексте статьи 8 Воздушного кодекса это определение целесообразно сохранить, чтобы не разрушить всю концепцию регулирования в области гражданской авиации.

Поправки, предлагающие отказ от регистрации эксплуатантов АОН (отменяющие необходимость наличия свидетельства о регистрации посредством изъятия из определения эксплуатанта слов «и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта»), направлены не на развитие АОН, а на разрушение государственной системы контроля и надзора в области гражданской авиации, что недопустимо ни с точки зрения обеспечения безопасности полетов, ни с точки зрения национальной безопасности. Эти поправки поддерживать нецелесообразно по следующим причинам:

1. В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерация «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» и это право неотъемлемо.

В то же время, использование воздушного судна для полетов, представляет определенную опасность для других лиц, животных и растений, поэтому выполнение полетов возможно только при соблюдении специальных требований к тому, кто будет осуществлять такую деятельность, т.е. возникает необходимость получить специальное право, что предусмотрено законодательством Российской Федерации .

Кроме известных требований к подготовке пилотов, летной годности воздушного судна и его регистрации, есть и другие, обязательные к исполнению, требования. Так в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, например, части II Приложения 6:

«8.3.1 Владелец самолета ведет учет следующих эксплуатационных параметров:

а) В отношении всего самолета:

фактическая масса и центровка пустого самолета;

оборудование, которое установлено дополнительно или снято с самолета;

вид и объем работ по техническому обслуживанию и доработке и время эксплуатации, а также даты выполнения работ;

хронологический перечень проверок на соответствие указаниям в отношении летной годности и методы установления соответствия.

b) В отношении основных агрегатов:

общая продолжительность эксплуатации;

дата последнего капитального ремонта;

продолжительность эксплуатации со времени последнего капитального ремонта;

дата последнего инспекционного осмотра.

c) В отношении тех приборов и оборудования, эксплуатационная надежность и срок службы (ресурс) которых определяется продолжительностью их эксплуатации:

1) продолжительность эксплуатации, регистрация которой необходима для определения их эксплуатационной надежности или расчета их срока службы (ресурса);

2) дата последнего инспекционного осмотра.

8.3.2 зарегистрированные данные, указанные в п. 8.3.1, хранятся в течение 90 дней после выработки срока службы (ресурса) соответствующего агрегата.

8.3.3 Арендатор самолета соблюдает соответствующие требования, содержащиеся в пп. 8.3.1 и 8.3.2, в течение срока аренды самолета».

Приведенный перечень требований к владельцу для получения специального права – права на использование воздушного судна в полете далеко не исчерпывающий.

Способность исполнять эти требования может быть подтверждена только путем регистрации владельца в качестве эксплуатанта АОН.

При отмене регистрации эксплуатантов АОН бесконечно будут продолжаться полеты незарегистрированных воздушных судов, списанных по выработке ресурса, получивших повреждения в авиационных происшествиях и кустарно восстановленных, и т.п., как фактически предлагают представители некоторых «общественных объединений» и тех лиц, которые их поддерживают. Уже сегодня таких фактов много, можно вспомнить серию авиационных происшествий в районе аэродрома МЯЧКОВО.

Реализовать международный стандарт можно было бы путем регистрации «владельца», но тогда нужно будет придумать другой термин, чтобы отличать владельцев, подтвердивших способность исполнять эти требования и безопасно выполнять полеты от тех, которые приобрели воздушное судно, но не имеют права использовать его для полетов.

В противном случае гарантированное право «иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им» будет ограничено Воздушным кодексом.

В этом плане термин «эксплуатант» и есть заменитель термина «владелец, подтвердивший право на эксплуатацию воздушного судна»

2. Исключение понятия «эксплуатант АОН» сделает невозможным реализацию главы IV Воздушного кодекса, т.к. государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации (в том числе АОН) возможен только при учете всех лиц (юридических и физических), осуществляющих эту деятельность.

Метод контроля один – плановые или внеплановые проверки эксплуатантов, потому что в воздушном пространстве нет инспекторов, как на дорогах и остановить нарушителя будет сложно, а с учетом сегодняшнего радиолокационного поля – просто невозможно.

3. Реализовать потребность в полетах каждый человек может, объединившись с другими в аэроклуб, что не потребует индивидуальной регистрации, или, при нежелании вступать в аэроклуб, самостоятельно зарегистрировавшись в качестве эксплуатанта.

Сегодня практика такова, что ряд аэроклубов не регистрируются в качестве юридических лиц (статья 3 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает такую возможность). Причина одна – нежелание отвечать своим имуществом за возможный ущерб, причиненный третьим лицам. Поэтому некоторые аэроклубы не имея возможности зарегистрироваться в качестве эксплуатантов АОН, предлагают упразднить само понятие и, в результате, выплеснуть вместе с грязной водой и ребенка.

С учетом изложенного Минтрансом не поддерживается предлагаемая поправка.
________________________________________
Таким образом, поправка, изложенная в пункте 21 Таблицы поправок, может быть поддержана только в части замены в 3 и 4 пунктах статьи 61 Воздушного кодекса слова «гражданин» словом «физическое» в соответствующем падеже.

Но при этом необходимо будет и в статье 7 Воздушного кодекса слова «граждан Российской Федерации» заменить словами «физических лиц».


http://www.mintrans.ru/pressa/Novosty_060126_1_Pril.htm
 
Вверх